photo
29 ноября 1954

Джоэл Коэн родился в Миннеаполисе, штат Миннесота (одна из их бабушек была русской из Царицына).
Еще в юности начал снимать любительские фильмы в формате «Супер-8». Джоэл изучал искусство и технику кино в Нью-йоркском университете. Он начал карьеру ассистентом монтажера и режиссера, в том числе на культовом фильме Сэма Райми «Зловещие мертвецы» (The Evil Dead, 1982).
Райми в 1985 поставил по сценарию братьев (Джоэла и Этана) Коэнов ленту «Волна преступности» (Crimewave). Хотя в титрах их фильмов Джоэл указан как режиссер, а Этан как продюсер, на деле братья совмещают эти функции, и сами пишут сценарии ко всем своим картинам.
Годом раньше братья сами сняли свою дебютную работу, триллер «Просто, как кровь» (Blood Simple), название которого было взято из романа Дэшиэлла Хэмметта «Кровавая жатва». Картина перерабатывала и отчасти пародировала мотивы романов Джеймса М. Кейна и «черного кино» 40-х годов. Снятый на крошечный бюджет, фильм отличался тем не менее отточенным профессиональным мастерством, бравурной режиссурой, тонкой ироничной разработкой образов и стилистическими находками в лучших традициях мастера этого жанра, Альфреда Хичкока.
Черный юмор и сюрреалистические ситуации стали постоянными чертами творческого почерка Коэнов. Фильм положил начало ряду основополагающих принципов их работы, прежде всего полному режиссерскому контролю над всем процессом создания картин, включая монтаж изображения и звуковой дорожки, а также принципу неприкосновенности сценарного текста. Для всех сценариев Коэнов характерны виртуозный диалог с многослойным подтекстом и использование для характеристики персонажей уникальных особенностей каждого из них (в современном кино нет больше режиссеров, столь блестяще и новаторски использующих литературный текст).
Их следующий фильм — «Воспитание Аризоны» (Raising Arizona, 1987) — был черным фарсом, напоминавшим одновременно «безумные комедии» 30-х годов (screwball comedies) и старые мультфильмы студии «Warner» из серии «Сумасшедшиe мелодии» («Looney Tunes»). Картина «Перевал Миллера» (Miller's Crossing, 1990) была неофициально основана на романе Хэмметта «Стеклянный ключ» и вновь возвращала зрителя к стилистике «черного кино», внося в нее традиционно неожиданные коэновские повороты и яркие образные находки. Фильм «Бартон Финк» (Barton Fink, 1991, «Золотая пальмовая ветвь» и приз за лучшую режиссуру на МКФ в Канне) в еще более сюрреалистическом ключе воссоздавал карикатурно-жуткий мир Голливуда 30-х годов, в котором реальность переплеталась c наваждением (ряд критиков почувствовали в картине переклички с лентой Романа Поланского «Жилец» (Le locataire).
Успех фильма заставил крупные голливудские студии обратить внимание на Коэнов, до этого работавших только в независимом кино. Продюсер Джоэл Силвер, обычно предпочитающий жанр боевика, был одним из тех, кто финансировали их первую крупнобюджетную ленту «Доверенное лицо Хадсакера» (The Hudsucker Proxy, 1993). Фильм был тематически и стилистически основан на комедиях Фрэнка Капры и Престона Стерджеса и на триллере Джона Фарроу «Большие часы» (The Big Clock, 1948), но перенес их коллизии в неповторимо коэновский, стилизованный мир. Картина, одна из лучших у Коэнов, провалилась в прокате.
Фильм «Фарго» (Fargo, 1996) отчасти пародировал модное течение в современном кино, начатое лентами Квентина Тарантино, а также подшучивал над любовью американцев к невыдуманным сюжетам: картине предшествует титр, сообщающий, что она основана на реальных событиях. На самом деле, как признались недавно авторы, сюжет фильма полностью выдуман, что неудивительно — постоянные темы и сюрреалистический юмор Коэнов лишь замаскированы здесь под внешне «реалистической» манерой повествования. В мировом кино трудно найти более тонкую пародию на реализм как на творческий метод. Картина имела успех в прокате и получила номинации на «Оскар» за режиссуру и лучший фильм, выиграв в номинациях за лучший оригинальный сценарий и главную женскую роль.
Джоэл Коэн женат на актрисе Фрэнсис Макдорманд.
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации « ежиссер» за 1991 год.
Главный приз Каннского кинофестиваля за 1991 год.
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации « ежиссер» за 1996 год.

Режиссер
1. poster 2010 Железная хватка
rating film
(7.99)
2. poster 2009 Серьёзный человек
rating film
(7.08)
3. poster 2008 После прочтения cжечь
rating film
(7.08)
4. poster 2007 Старикам тут не место
rating film
(8.01)
5. poster 2007 У каждого свое кино
rating film
(7.12)
6. poster 2006 Париж, я люблю тебя
rating film
(7.66)
7. poster 2004 Игры джентльменов
rating film
(6.69)
8. poster 2003 Невыносимая жестокость
rating film
(6.72)
9. poster 2001 Человек, которого не было
rating film
(7.79)
10. poster 2000 О, где же ты, брат?
rating film
(7.7)
11. poster 1998 Большой Лебовски
rating film
(8.09)
12. poster 1995 Фарго
rating film
(8.09)
13. poster 1994 Подручный Хадсакера
rating film
(7.5)
14. poster 1991 Бартон Финк
rating film
(7.9)
15. poster 1990 Перекресток Миллера
rating film
(7.96)
16. poster 1987 Воспитание Аризоны
rating film
(7.39)
17. poster 1984 Просто кровь
rating film
(7.8)
Сценарист
1. poster 2012 Гамбит
rating film
(5.9)
2. poster 2010 Железная хватка
rating film
(7.99)
3. poster 2009 Простая история лапши
rating film
(4.34)
4. poster 2009 Серьёзный человек
rating film
(7.08)
5. poster 2008 После прочтения cжечь
rating film
(7.08)
6. poster 2007 Старикам тут не место
rating film
(8.01)
7. poster 2006 Париж, я люблю тебя
rating film
(7.66)
8. poster 2004 Игры джентльменов
rating film
(6.69)
9. poster 2003 Невыносимая жестокость
rating film
(6.72)
10. poster 2001 Человек, которого не было
rating film
(7.79)
11. poster 2000 О, где же ты, брат?
rating film
(7.7)
12. poster 1998 Большой Лебовски
rating film
(8.09)
13. poster 1995 Фарго
rating film
(8.09)
14. poster 1994 Подручный Хадсакера
rating film
(7.5)
15. poster 1991 Бартон Финк
rating film
(7.9)
16. poster 1990 Перекресток Миллера
rating film
(7.96)
17. poster 1987 Воспитание Аризоны
rating film
(7.39)
18. poster 1985 Волна преступности
rating film
(5.34)
19. poster 1984 Просто кровь
rating film
(7.8)