25 July 2017
АНАТОМИЯ КИНО
Художник думает рисунком.

«Сальвадор Дали»

Двадцатый век – век острых противоречий, глубоких социальных конфликтов и разочарований и вместе с тем надежд человечества, век настойчивых исканий новых, более совершенных путей развития общества. Он принес с собой глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе идеологии, культуре, искусстве.
Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась в них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся.

Как в прежние времена, так и в 20 веке художественные стили тесно связуются со смыслами эпохи, с ее мифологией. Очевидно, что место мифа в искусстве новейшего времени занимает научно-технический прогресс, заставивший художников отказаться от привычного взгляда на мир.

Густав Климт (1862 — 1918)

71_1471_15Однажды Климт получил заказ на ряд картин для Венского университета, ему достались картины на тему: Философия, Медицина и Юриспруденция. По природе заказа было очевидно, что университет ждал серьёзных, достойных, формальных картин в классическом стиле, изображающих мудрость философов, целительные достоинства медицины и, конечно, статичную женскую фигуру с завязанными глазами.

То, что заказчики получили после многих лет тяжелой работы художника, вызвало такой скандал, что Климт вернул полученный аванс, и забрал свои картины. Несмотря на то, что после первого показа на международной выставке в Париже в 1900 г., Философия принесла ему золотую медаль, жители Вены имели отличное от парижан мнение, по поводу таланта художника.

Режиссер: Рауль Руис

В ролях: Джон Малкович, Вероника Феррес, Стивен Диллэйн


71_1

Климт, снискавший феноменальную славу уже после своей смерти в 1918 году, признан художником, работы которого продаются за рекордные суммы в истории человечества. Каким он был? Эротоман, декадент и мизантроп? Или мастер, не ведающий запретов, существенно опередивший свое пуританское время?!

В центре картины — история страсти Климта к Лиа де Кастро, его борьбы за творческую независимость, его близкая дружба со знаменитым художником Эгоном Шиле и платонические отношения художника с Эмили Флеге, протянувшиеся через всю его жизнь.

Эдвард Мунк (1863 — 1944)

71_1771_16Мунк плохо известен в России, хотя на Западе его считают классиком на уровне Сезанна или Ван Гога. Почему его у нас не знают? Видимо, потому что он не француз, а еще, потому что пик его известности в Европе пришелся на советский период, а для советской власти он был слишком мрачен. Художник так описывал свое душевное состояние: «С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?».

Названия его картин говорят за себя: «Больной ребенок», «Смерть в комнате больного», «У смертного одра», «Крик». Кстати «Крик» является одним из наиболее знаменитых изображений в истории живописи. Сюжет картины постоянно воспроизводится в произведениях поп-культуры – фильмах, иллюстрациях и рекламе. Стоит только взглянуть на картину, что бы в голове навсегда отложилось: Мунк это тот кто нарисовал «Крик».

Режиссер: Питер Уоткинс

В ролях: Гео фон Крог


71_2

Телефильм, снятый в псевдо документальной манере, представляет собой реконструкцию жизни норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка на фоне переломной эпохи XIX-XX века.

В основном охвачены события 1884—1895 годов, когда происходило становление художника. Факты биографии Мунка, его отношения с семьёй и окружающими подаются в тесной связи с социальным и культурным развитием Норвегии и Европы в целом.

Режиссёр Питер Уоткинс снял фильм для норвежского телевидения, съемки проходили в Осло и Осгордстранде, в кинокартине снимались только непрофессиональные актеры. Фильм вышел на экраны в 1974 году, позже была снята укороченная версия, которая демонстрировалась в международном прокате.

Пабло Пикассо (1881 — 1973)

71_1971_18Однажды цыганка нагадала ему: «Ты никому не принесешь счастья». Похоже, он и не старался разубедить в этом ни судьбу, ни людей. Чувство вины не было знакомо Пикассо. Люди для него могли быть или полезными, или – создающими помехи на его пути. Был он на самом деле бессердечным или только старался казаться таковым – теперь уже не важно.

Он достиг поставленной цели: стал богатым и знаменитым, прожил долгую, насыщенную и, вероятно, интересную жизнь. Конечно, эгоизм – не самый смертный из грехов. Да и кто может с полной уверенностью сказать, что лучше: «хороший человек, но плохой мастер», или «хороший мастер, но плохой человек»? Для кого-то он был домашним тираном и подлецом, а для кого-то – великим художником.

Режиссер: Джеймс Айвори

В ролях: Энтони Хопкинс, Наташа МакЭлхоун, Джулианна Мур


71_3

Кинофильм по мотивам книги Арианны Стассинопулос Хаффингтон «Пикассо: создатель и разрушитель» практически показывает художника с одной стороны — с той, которой он поворачивался к женщинам. Правильней было бы перевести название «Выжить после Пикассо», ибо именно к этому, к выживанию его многочисленных жен и любовниц, сводится описание любовной жизни этого человека.

Фильм начинается с истории молодой женщины по имени Франсуаза Жило. Она знакомится с Пикассо в Париже во время нацистской оккупации. Девушка решает стать художником, а не адвокатом, как того хотел её отец. Она становится любовницей Пикассо, от него она рождает двух детей. Но Пикассо не отрекается от своей повседневной жизни: он не заботится о чувствах окружающих, проводит время с кем хочет, имеет не одну любовницу.

Режиссер: Анри-Жорж Клузо

В ролях: Пабло Пикассо, Анри-Жорж Клузо, Клод Ренуар


71_4

В фильме приоткрыта завеса тайны над творческим процессом Пикассо. Прямо перед камерой великий художник создаёт и уничтожает на стекле 15 оригинальных произведений: сначала монохромный эскиз, затем — яркие цветовые пятна, вереница усложнений и переосмыслений первоначального замысла. Клузо, знавший Пикассо с 1920-х годов, ставит его в жёсткие временные условия, доводя художника до крайней степени творческого напряжения.

Режиссер: Дэвид Суитмен

В ролях: Имя1, Имя2


71_5

Пабло Пикассо — одна из самых ярких, противоречивых и потрясающих фигур в мировой живописи. За свою более чем полувековую деятельность Пикассо превратился в личность почти мифическую, его воспринимают уже не как человека, а как уникальное явление, как невиданный феномен.

Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко») и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассобыл страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968).

Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин «Девушки на берегу Сены. По Курбе»; «Алжирские женщины. По Делакруа»; «Менины. По Веласкесу»; «Завтрак на траве. По Мане». Фильм повествует о последних годах жизни великого художника Пабло Пикассо.

Режиссер: Таге Даниэльссон

В ролях: Ёста Экман, Ганс Альфредсон, Маргарита Крук


71_6

Эта сюрреалистическая сага о жизни Пабло Пикассо наполнена юмором в лучших традициях сатирических пародий Мела Брукса. Неистовый фарс разыгран актерами, внешне похожими на исторических персонажей – Пикассо, Дали, Аполлинера, Гертруду Стайн и Алису Б. Токлас (причем двух последних сыграли мужчины!).

Сальвадор Дали (1904 — 1989)

71_2171_20Его картины заставляют задуматься. Но, некоторые говорят, что он сумасшедший, а некоторые считают его просто дураком. Ну, а иная категория людей говорит, что все гении были и есть сумасшедшие. Возможно, у Дали была шизофрения. Свои картины он, в основном, писал, из увиденного во сне. А какое должно быть воображение и фантазия хотя бы для того, чтобы увидеть во сне такое? Дали пытался таким образом самовыразиться. И это, надо признать, ему удавалось. Его костюмы, поведение… Он оставался в памяти людей даже после первой встречи яркой, эмоциональной картинкой.

71_22Мания величия – вот ещё одна черта Сальвадора.

«… В шесть лет я хотел стать кухаркой, в семь – Наполеоном, с тех пор мои амбиции неуклонно росли.

В пятнадцать лет я хотел быть Дали – я стал им.

В двадцать лет я хотел стать самым потрясающим художником на свете – и это у меня получилось.

В тридцать пять лет я хотел добиться успеха и благосостояния – это у меня есть…» – писал Дали в одной из своих книг.

Режиссер: Пол Моррисон

В ролях: Роберт Паттинсон, Мэттью МакНалти, Марина Гэтелл


71_7

В 1922-ом году в Мадрид приезжает 18-летний Сальвадор Дали. Столица Испании того времени становится местом притяжения самых ярких молодых умов.

Дали, талантливый и увлеченный живописью, стремится стать великим художником. В университете он знакомится с уже признанным поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и с режиссером Луисом Бунюэлем. Молодые люди становятся лидерами испанской творческой интеллигенции, но их межличностные отношения кардинально меняются.

Режиссер: Антонио Рибас

В ролях: Лоренцо Куинн, Сара Дуглас, Майкл Кэтлин


71_8

Фильм основан на серии скандальных интервью, которые Дали дал в 1940 году, впервые оказавшись в Нью-Йорке. Чтобы привлечь к себе внимание и эпатировать публику, он дал откровенное интервью, в котором рассказал неизвестные до этого шокирующие факты из своей биографии начиная с 9 летнего возраста.

Он позволял себе вызывающие признания и беззастенчиво выдавал журналистам самые интимные тайны жизни европейской богемы. Он рассказал о своей связи с известным испанским поэтом-гомосексуалистом Федерико Гарсия Лорка, который долгое время был влюблён в юного художника, о скандальных похождениях «секс-провокатора» Луиса Бунюэля, великого кинорежиссера, соавтора Дали по жестокому шедевру «Андалузский пес», о своих отношениях с отцом авангарда Пабло Пикассо, первое время «приютившем» Дали в Париже. В фильме также встречаются обвиненный в порнографии писатель Генри Миллер и его жена Анаис Нин, Жан Кокто и его любовник кинозвезда Жан Марэ.

Несмотря на то, что Дали часто изображал из себя безумца, это колоритное сумасшествие было безусловно умышленным и, как оказалось, очень выгодным.

Анри Матисс ( 1869 — 1954)

71_2471_2328 марта 1909 года русский фабрикант Сергей Щукин отправил из Москвы телеграмму в Париж, подтверждая заказ на два больших декоративных панно художнику Анри Матиссу, «Танец» и «Музыка». И заплатил за два полотна совершенно несообразную сто лет назад сумму: 27 тысяч франков.

О том, что это были за деньги, можно судить по такой детали. Гертруда Стайн записала в дневнике, что жена Матисса, Амели, взяла такси из центра Парижа до окраины Исси-ле-Мулино, где пара намеревалась арендовать на щукинский гонорар дом. Амели, строгая до скупости хозяйка, экономившая каждый грош, находилась в состоянии такого беззаботного, отчаянного счастья, что не отпускала такси, пока собирала весенние цветы вокруг будущего семейного дома. Стайн пишет: «В те дни только миллионеры могли себе позволить не отпускать такси».

Своей дочери Щукин однажды объяснил, какими соображениями руководствуется выбирая картины: «Если, увидев картину, испытал психологический шок, — покупай ее».

Режиссер: Дидье Баусси

В ролях: Имя1, Имя2


71_9

Одним из наиболее ярких зарубежных представителей живописи двадцатого века является французский художник Анри Матисс. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения.

Матиссу удавалось гармонично выражать эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. В этом документальном фильме мы попытаемся проследить все основные периоды творчества великого живописца и попытаемся обнаружить влияние его работ на современное искусство.

Амедео Модильяни (1884 — 1920)

71_2671_25Однажды Модильяни отважился показать свое творение товарищам юности – тем, с кем он когда-то посещал художественную студию. Их было шесть или семь человек. И все они дружно разразились смехом. О, как они издевались над беднягой Дэдо, хваставшим такою головой. Тогда он бросил изваяние в воду»…

Вскоре Модильяни надумал ехать в Париж. Он спросил своих друзей, возьмет ли кто-нибудь на хранение его скульптуры, а они со смехом отвечали, что всем им место там же, куда Моди отправил первый «столп нежности», – в канале Фоссо-Реале. «Ну что ж, я так и сделаю!» – в холодном отчаянии воскликнул Дэдо.

«Он побросал их в воду здесь, на изгибе канала», – много лет спустя показывал водолазам один из свидетелей происшествия – к тому времени уже глубокий старик. Но ни в указанном месте, ни в ином другом пропажа не обнаружилась, сколько бы ни прочесывали илистое дно. В 1984 году нашлось было пять каменных изваяний, но все они оказались подделками. Ничего общего с теми головами, что нынче так восхищают критиков.

Режиссер: Майкл Дэвис

В ролях: Энди Гарсиа, Эльза Зильберштейн, Омид Джалили


71_10

1919 год. Война закончилась, и ночная жизнь Парижа полна страсти и неконтролируемых желаний. В кафе «Ротонда», штаб-квартире художественной элиты, мы находим столик, которому нет равного в истории: за ним сидят Пикассо, Ривера, Кокто, Сутин, Утрилло и Модильяни.

Это нерассказанная история о жестоком соперничестве между Модильяни и Пикассо. Между двумя людьми, чья зависть друг к другу подпитывается их талантом, их высокомерием, их страстями. Кроме того, это история величайшей трагической любви в истории искусства…

Режиссер: Жак Бекер

В ролях: Жерар Филип, Лилли Пальмер, Леа Падовани


71_11

1919 год. Бедный художник с Монпарнаса, страдающий от алкоголизма, влюбляется в юную Жанну Эбютерн, девушку из состоятельной семьи, родители которой категорически против их отношений. Модильяни порывает свои отношения с англичанкой Беатрис. После тяжёлого приступа туберкулёза Модильяни уезжает на юг Франции, в Ниццу, куда к нему приезжает Жанна.

Через некоторое время они возвращаются в Париж, но никто не хочет покупать картины и рисунки Модильяни, и средств к существованию катастрофически не хватает.

Режиссер: John Silver

В ролях: Сестра Венди Бекетт


71_12

«Всемирная история живописи» приглашает совершить увлекательное путешествие по знаменитым музеям и художественным галереям. Вы узнаете об истории создания многих шедевров живописи и увидете работы всемирно известных художников. А также познакомитесь с различными стилями и эпохами: от авторов древних наскальных рисунков и безымянных художников древнего мира до наиболее ярких представителей реализма, импрессионизма, модернизма и поп-арта…

01 серия – Наскальная живопись, гробницы фараонов, Древняя Греция и Рим. Раннее Средневековье.

02 серия – Джотто – основоположник реализма. Готический мир Босха.

03 серия – Блеск итальянского Возрождения: Леонардо, Микеланджело и другие.

04 серия – Венеция (Тициан, Дюрер, Веронезе и другие).

05 серия – Барокко – церковная живопись (Караваджо, Гвидо Рени, Эль Греко, Рубенс).

06 серия – Великие голландцы (Вермер, Рембрандт), испанцы (Веласкес), французы (Пусен, Лорен).

07 серия – Французское рококо (Шарден, Давид, Энгр), английский дух (Рейнолдс, Стабс, Гейнсборо).

08 серия – Рождение импрессионизма (Моне, Ренуар, Гоген, Ван Гог).

09 серия – Гиганты современного искусства (Сезанн, Пикассо, Матисс, Дали).

10 серия – От абстракционизма (Джексон Поллок, Марк Ротко) до минимализма (Фрэнк Стеллар, Агнес Мартин) и поп-арта (Энди Уорхол, Джаспер Джонс).

Режиссер: Клер Беван, Carl Hindmarch

В ролях: Кристин Боттомли, Эндрю Гарфилд, Пол Попплуэлл


71_13

Этот цикл фильмов совсем не похож на утомительную прогулку по музеям мира. Вместо этого мы предлагаем вам нечто необычное и захватывающее, похожее на прыжок с парашютом в вулкан творческого воображения восьми гениев живописи: Караваджо, Рембрандта, Пикассо, Ван Гога, Тернера, Ротко, Давида, Бернини. Только так можно представить, почувствовать и оценить, как же создавались величайшие шедевры живописи на Земле.

Предыдущая страницаФильмы про бокс (Биографии 1) Следующая страницаФильмы про бокс (Биографии 2)
Просмотров страницы:  956